Группа Каста, название которой многое говорит даже
далеким от рэпа людям, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м году. То было
время, когда рэп только делал первые шаги, вербуя немногочисленных
поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль, Змей
– выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере
чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, просто
любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а отыскав,
задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что
происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской
атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста
объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а
выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись всерьез: в
стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся интерес к
хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на
поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа
– "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и
ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро
сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и,
если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки. Каста
показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое, человечное. Что
можно не копировать Запад, не подстраиваться под формат, можно говорить
о понятных, но не пошлых вещах.
Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999 году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России. Первый CD от Касты,
сборник "В полном действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством
заинтересовалась компания "Видеосервис". А через год появился клип "На порядок выше", многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.
Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы",
пластинки, показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим
традиции российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к
слову, с нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью.
Диск вышел на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production, выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.
Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004). Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде. Каста
первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа" от
зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в 2004-м
на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения наград
Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация. И вот второй
полноценный альбом Касты готов к выходу. Какой он? Совершенно точно –
это не то же самое, что мы слышали пять лет назад. Группа каста взрослеет,
ее творчество приобретает новые оттенки. Но меняясь в деталях, оно не
утрачивает сути; не предавая прежних поклонников, находит отклик у
следующих поколений ценителей хип-хопа.